Группа раннего возраста

1,5- 2,5 лет

Дети в возрасте 1,5- 2,5 лет поступают в группу раннего возраста.

Возрастные особенности детей раннего возраста и направления работы с детьми раннего возраста в ЧДОУ «Детский сад «Кораблик»:

Важнейшим психическим новообразованием этого возраста являются возникновение речи и наглядно – действенного мышления. Свидетельством перехода от периода младенчества к периоду раннего детства является развитие нового отношения к предмету, который начинает восприниматься, как вещь, имеющая определённое назначение и способ употребления. Усвоение предметных действий происходит в три этапа.

I. В результате прямого обучения или подражания действиям взрослых происходит установление связи предмета с его назначением.

II. Усвоение функциональной нагрузки предмета, использование его строго по назначению.

III. На основе знания назначения предмета происходит более свободное его пользование для других целей.

Успешное овладение предметной деятельностью является основой для развития игровой и продуктивной (рисование, лепка, конструирование) деятельности

1. Формирование коммуникативных навыков сотрудничества ребёнка со взрослыми и детьми.

В этом возрасте малыш ещё не может управлять собой по собственному желанию, его поведение носит большей частью непроизвольный характер. О очень эмоционален, , однако его эмоции не постоянны, его легко отвлечь, переключить с одного эмоционального состояния на другое. Так как развитие ребёнка раннего возраста происходит при активном взаимодействии со взрослым то поэтому очень важно сформировать у детей навыки эмоционального и ситуативно – делового общения со взрослыми и сверстниками.

Основными направлениями формирования коммуникативной сферы являются:

  • установление эмоционального контакта с ребёнком, формирование умения слушать взрослого, реагировать на обращённую речь; 
  • создание тёплой эмоциональной атмосферы, положительного эмоционального отношения к занятиям;
  • вызывание у детей совместных эмоциональных переживаний (радости, удивления и т.п.) в подвижных играх, играх –забавах, хороводах;
  • обучение совместной деятельности со взрослым во время занятий;
  • обучение игре со сверстниками с одним предметом.

2. Сенсорное развитие.

В тесной связи с развитием коммуникативных навыков и предметных действий идет развитие восприятия ребёнка,, т.к. в процессе действий с предметами ребёнок знакомится не только со способами их употребления, но и с их свойствами – формой, величиной, цветом, массой и .т.д.

Восприятие ребёнка этого возраста носит непроизвольный характер, он может выделить в предмете лишь его ярко выраженные признаки.
В начале раннего детства восприятие ребёнка развито ещё слабо, хотя в быту ребёнок выглядит достаточно ориентированным. Ориентирование происходит скорее на основе узнавания предметов, чем на основе подлинного восприятия.

Переход к более полному и всестороннему восприятию происходит у ребёнка в связи с овладением предметной деятельностью, особенно орудийными и соотносящими действиями, при выполнении которых он вынужден ориентироваться на разные свойства объектов и приводить их в соответствии с заданным признаком.

Тесная связь развития зрительного восприятия и деятельности проявляется вначале при формировании представлений о форме и величине, т.е. о свойствах которые необходимо учитывать в практическом действии, а затем представление о цвете.

Малыш в возрасте 2 -3 лет способен различать:

  • 5 форм (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал)
  • 8 цветов (красный, синий, жёлтый, зелёный, белый чёрныё, фиолетовый, оранжевый)

1) При ознакомлении с формой предметов у детей формируются умения:

  • соотносить объёмные и плоскостные формы в практическом действии с предметами, пользоваться методом проб, отбрасывая ошибочные варианты и фиксируя правильные;
  • вычленять форму предметов зрительно, соотносить объёмную с плоскостной, узнавать предметы в рисунке, используя приёмы примеривания и наложения;
  • навыки мысленно по представлению сопоставлять объёмную форму с плоскостной, закрепляются названия «круглый», «квадратный», «треугольный» и т.д.
  • составлять из фигур целое

2) При ознакомление с величиной предметов дети практически обучаются:

  • выделении. величины, соотнесение действий рук с величиной предметов;
  • сопоставлять величину предмета зрительно,, используя приёмы наложения и обведения по контуру; - выбору и соотнесению величины предметов по словесному определению («высокий – низкий», «большой – маленький», «длинный – короткий», «широкий – узкий»); 
  • умению удерживать в представлении и мысленно соотносить величины разных предметов, осуществлять выбор по представлению;

3) При ознакомлении с цветом у детей формируется умение:

  • определять цвет предметов, при их непосредственном контакте, т.е. путём наложения и приложения;
  • выбирать цвет по образцу и слову взрослого;
  • соединять представление о цвете со словом названием, 
  • производить выбор цвета по слову;
  • самостоятельно называть основные цвета (красный, желтый, зелёный, синий);
  • кроме зрительного восприятия важно развивать у ребёнка и слуховое восприятие, т.к. человек живёт в мире звуков; звуков природы, механизмов, речи, музыки и т.д.

Благодаря слуховой памяти человек может узнавать знакомые звуки, мысленно воспроизводить и использовать звуковые впечатления из прошлого.

Различают речевую, неречевую и музыкальную слуховую память. Развитие восприятия неречевых звуков уже идёт от элементарной реакции на наличие или отсутствие звука к их различению и восприятию, а затем и к осмыслению.

Для детей проводятся дидактические игры на формирование речевого слуха, который является необходимой составной частью развивающего процесса. На занятиях используются разнообразные игры, упражнения которые побуждают детей быть внимательными к звуковой среде.

3. Развитие речи

Ранний возраст - это сензитивный возраст для развития всех видов восприятия, непроизвольной памяти, а главное – для развития речи.

Работа по развитию речи на групповых занятиях проводится в рамках предметной деятельности при активном взаимодействии со взрослым и включает в себя:

  • развития импрессивной стороны речи;
  • развития умения у детей вслушиваться в речь взрослого, реагировать на обращение по имени;
  • развитие умения у детей в определённой ситуации понимать и выполнять простые побудительные инструкции, сначала при сопровождении их указательным жестом , а позднее и без него;
  • формирование понимания двухступенчатых инструкций;
  • расширение и уточнение пассивного словарного запаса.
  • формирования экспрессивной речи детей;
  • побуждение ребёнка воспроизводить звукоподражание животным, транспорту, музыкальным инструментам, лепетные и облегчённые слова, обозначающие знакомые игрушки и действия, в процессе игр с предметами и игрушками;
  • введение в активную речь детей отдельных часто употребляемых слов,, имён близких людей педагогов;
  • расширение активного словарного запаса за счет прилагательных обозначающих, величину, цвет, форму предметов, притяжательных местоимений, глаголов и числительных; формирование фразовой речи вначале простого нераспространённого предложения, а затем и распространённого; развитие диалогической речи;
  • совершенствование слоговой структуры слова;
  • развитие артикуляционной моторики, дыхания.

В связи с тем, что внимание, память, восприятие ребёнка не произвольны, он не может сразу прекратить что – то делать или выполнить сразу несколько действий. Узнать и вспомнить он может только то, что ему понравилось или запомнилось «само по себе».

Основными чертами ребёнка 2 -3 лет является открытость, честность и искренность. Он просто не умеет скрывать свои симпатии или антипатии к кому или чему бы то ни было. Чувства ребёнка, неустойчивы и противоречивы, а настроение подвержено частой смене.

 

Утверждаю:

Заведующий ЧДОУ «Детский сад «Кораблик»

Переверзева Е.В.____________

 

Расписание НОД на учебный год 2017-2018 г.

1 младшая группа детского сада (2-3г)

 

 День недели Вид деятельности  Наименование занятий  Время
Понедельник Двигательная деятельность:
Коммуникативная деятельность
1.Физическая культура
2.Развитие речи

1. 9.00-9.10
2. 9.20-9.30
Вторник

Познавательно-исследовательская деятельность.
Музыкальное развитие

1. Математика и сенсорное развитие
2. Музыка
1. 9.00-9.10
2.16.00-16.10
Среда Двигательная деятельность

Изобразительная деятельность

1.Физическая культура
2. Рисование /лепка
1. 9.00-9.10
2. 9.20-9.30
Четверг Двигательная деятельность
Изобразительная деятельность
1.Физическая культура
2. Конструирование/аппликация
1. 9.00-9.10
2. 9.20-9.30
Пятница Познавательно-исследовательская деятельность/Художественная литература.
Музыкальная деятельность
1. Познавательно-исследовательская деятельность/Художественная литература
2. Музыка
 1. 9.00-9.10
 2.16.00-16.10

Педагог-психолог  Вторник-Пятница                   9.00-11.00   

Расписание на учебный год 2017-2018г.

г. Энгельс, ул. Степная, д. 53

День недели Вид деятельности  Наименование занятий    Время
Понедельник Музыкальная  деятельность:
Коммуникативная деятельность
1. Музыка
2. Развитие речи

1.9.00-9.10
2.9.20-9.30

Вторник Двигательная деятельность
Познавательно-исследовательская деятельность
1. Физическая культура
2. Математика и сенсорное развитие

1.9.00-9.10
2.9.20-9.30

Среда Изобразительная деятельность.
Двигательная деятельность
1. Аппликация/Конструирование.
2. Физическая культура

1.9.00-9.10
2.9.20-9.30

Четверг Музыкальная  деятельность
Изобразительная деятельность
1. Музыка
2. Рисование/лепка

1.9.00-9.10
2.9.20-9.30

Пятница Двигательная деятельность
Познавательно-исследовательская деятельность/Художественная литература
1. Физическая культура
2. Познавательно-исследовательская деятельность/Худ.лит.

1.9.00-9.10
2.9.20-9.30

Педагог-психолог Понедельник- среда    9.40-10.10
Количество часов   НОД-10  



Объем учебной нагрузки рассчитан в соответствии с требованиями СанПин2.4.1.3049-13.,учебным планом ЧДОУ
«Кораблик», занятия организуются в течение года с 01.09.2016г-31.05.2017г.