Вся правда об адаптации ребенка к детскому саду

28 мая прошел семинар для неравнодушных родителей, посвященный теме "Вся правда об адаптации к детскому саду", наш детский психолог, сртифицированный монтессори-педагог Ольга Ахапкина подробно рассказала об особенностях  этого периода жизни ребенка. Для тех кто не смог посетить семинар, но кого беспокоит вопрос адаптации ребенка к детскому саду, мы подготовили материал на основе проведенного семинара. 

Личность ребенка 2,5-3 лет, кто он взрослый или еще малыш, малыш готов если:

  • Говорит о себе «Я»,«Я сам», «мое»
  • Потребность в коммуникации со сверстниками и другими взрослыми
  • Период простраивания социальных отношений (в игре, совместной деятельности)

Основные составляющие личности ребенка:

 

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: заслуживающий похвалы, исследующий, одобряемый.

  1. то, что генетически заложено
  2. глобальное влияние социума
  3. детско-родительские отношения

Мотивы родителей вести ребенка в детский сад:

  • ему нужно детское общество,
  • я уже не могу дать ему всего,
  • у меня больше нет сил,
  • мне нужно работать,
  • я должна заботиться о младшем ребенке,
  • все сверстники ходят куда-нибудь,
  • если мы не пойдем сейчас, у нас пропадет место.

Стрессовые факторы, оказывающие влияние на адаптацию ребенка к детскому саду:

  • Дорога  - особенно травматична в городском транспорте.
  • Изменение видов и способов деятельности
  • Конфликты с родителями, связанные с необходимостью быстро позавтракать и одеться.
  • Необходимость контактировать с большим количеством незнакомых людей.
  • Недостаточная развитость речи
  • Неизвестная география группы
  • Изменение пищи и способа ее принятия.
  • И самое главное, что все эти проблемы теперь приходится решать самому, в одиночку, не рассчитывая на маму.

Кому легче адаптироваться

  • Дети которых готовили к посещению детского сада: Играли в «садик» с игрушками. Прогулки на территории детского сада. Читали книги о детском саде. Дети, которые слышат от родителей только положительную информацию о детском садике (родительский опыт)
  • Физически здоровым детям
  • Детям имеющим навыки самостоятельности: Умение одеваться (белье, носочки, колготки, шорты, штаны). Желательно иметь запас времени при сборе на улицу или в детский сад. К трем годам ребенок готов надеть на себя простую, свободно одевающуюся одежду. Важно выбирать одежду и обувь – посильную для ребенка
  • Самостоятельный прием пищи: Ребенок умеет держать ложку, вилку, самостоятельно кушать кашу, второе. Совместный прием пищи – семейные ужины- хороший стимул для самостоятельного приема пищи детьми
  • Детям владеющим «горшечным» этикетом: Приучаем к горшку в теплое время года, желательно с помощью игрушек и других детей, знакомых вашему ребенку, показать как пользоваться горшком. Предлагайте горшок каждый раз после сна и после еды. Горшок не средство для наказания. Не ругайте и не заставляйте подолгу сидеть на горшке, чтобы не испытывать к нему отвращения
  • Детям, чей режим близок к режиму детского сада
  • Детям, чей рацион питания приближен к садовскому: При поступлении в детский сад интересуемся «меню» (вводим дома приблизительно такие же блюда). Если есть особенности питания (аллергия, не принятия определенных продуктов) – сообщаем педагогам.
  • Общительные дети: Расширяем свой круг общения и круг знакомых ребенка (песочница, соседи, друзья семьи).Своим примером презентуем, как общаться с другими детьми и людьми. Даем возможность детям самим налаживать отношения и решать конфликты
  • Девочки, как правило, готовы идти в группу раньше мальчиков, раньше и лучше начинают говорить – им проще объяснить, что они хотят. Лучше распознают эмоции и лучше понимают, что думают и чувствуют другие. Более адаптивны, то есть лучше приспосабливаются к изменяющимся условиям, менее склонны к физической агрессии. Раньше отделяются от мамы.

Этапы введения ребенка в группу

  • Знакомство
  • свободная работа (игра) в группе
  • прием пищи
  • тихий час

Знакомство 

 Семинар об адаптации ребенка к саду  
  • этап адаптации происходит в максимально безопасной для ребенка ситуации – мама рядом.
  • может продолжаться до месяца
  • регулирующие, опекающие и контролирующие функции постепенно переходят от родителя к педагогу

Свободная работа (игра) в группе

 Семинар об адаптации ребенка к саду  
  • Маму оставляем в раздевалке
  • Важно, чтобы мама не исчезала
  • Ребенок должен иметь возможность в любой момент выйти к ней.

Прием пищи

 Семинар об адаптации ребенка к саду
  •  Для новичка в детсадовской еде непривычно все – вид, вкус, запах, правила поведения за столом, поэтому дети могут привыкать к ней долго.
  • Замечено, что в компании мы едим на 20-30 процентов больше, чем в одиночку

 

Дневной сон

 Семинар об адаптации ребенка к саду  

 

Причины затяжной и трудной адаптации

  • Болезни
  • Конфликты между родителями.
  • Появление младших братьев и сестер
  • Слишком большая нагрузка
  • Переезды
  • Нерегулярность посещения группы
  • Высокая тревожность родителей, особенно мамы
  • Время года

Ошибки совершаемые при адаптации

Ошибка №1 "Изчезновение мамы"

Семинар об адаптации ребенка к саду

 

Ошибка №2 "Долгое пребывание"

Семинар об адаптации ребенка к саду

 

Ошибка №3 "Неправильный режим дня"

Семинар об адаптации ребенка к саду

 

Ошибка №4 "Быстрые сборы"

Семинар об адаптации ребенка к саду

 

Подготовим ребенка заранее!

  • Настраиваемся на позитив, доверяем учреждению и педагогам – ваша настройка на лучшее – главный помощник ребенку при адаптации.
  • Научить ребенка оставаться какое-то время вне мамы
  • Рассказать о том, что такое детский сад (читаем книги, рассказываем только положительный опыт своего детства, в присутствии ребенка обсуждаем только положительные моменты о детском садике, отрицательные и свои тревоги – вне ребенка)
  • Гуляем рядом, а потом на площадке детского сада (держим дистанцию, доверяем педагогу помочь ребенку, когда это необходимо)
  • Набираемся терпения, вводим ребенка постепенно 
  • Ребенок может придти в группу со своей игрушкой, у ребенка может быть ваша фотография
  • Минимум стрессов и эмоциональных нагрузок (второй ребенок, скандалы дома, эмоциональные встряски см. стрессовые факторы) 
  • Желательно иметь запас времени перед выходом на работу

Литература, которая станет полезной для родителей при подготовке ребенка к детскому саду:

Издательство «КАРАПУЗ»

Семинар об адаптации ребенка к саду Семинар об адаптации ребенка к саду

 

Как избежать сцен и манипуляций

Попробуйте применить "Ритуал прощания"

  1. на три минутки берет малыша на руки; 
  2. целует и говорит, куда уходит и когда придет; 
  3. просит принести сумку (ключи, платочек и т. д.);
  4. говорит "спасибо" и "пока-пока"; 
  5. если ребенок плачет - говорит, что ей очень жалко, что он грустит, но ничего не поделаешь, приходится расставаться;
  6. передает ребенка тому взрослому, с которым он остается;
  7. уходит

Как понять что ребенок адаптировался

  • Без слез расстается с родителями утром и встречается с ними в конце дня.
  • Свободно передвигается по группе, сам выбирает разные материалы,
  • Может обратиться с просьбой или за помощью к педагогу или другому ребенку
  • Не проявляет беспричинной агрессии или тревоги.
  • В большинстве случаев выполняет установленные правила в группе.
  • Сам ест. 
  • Спит или может лежать в кроватке во время тихого часа.

Почему вечером после детского сада мой ребенок ведет себя "как невменяемый"?

  • Не совершенность нервной системы ребенка раннего возраста
  • К 2.5 годам только начинают работать отделы мозга, отвечающие за самоконтроль модели поведения
  • Провокация для ребенка
  • Скучает по маме (способ быстрого привлечения внимания)