Теория решения изобретательских задач "ТРИЗ"

 

Что такое ТРИЗ?

Технология ТРИЗ - это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность.

Цели ТРИЗ - не просто развить фантазию детей, а научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы.

История ТРИЗ педагогики дошкольников в России.

ТРИЗ - педагогика является основой для развития у детей творческого мышления и креативного подхода к решению жизненных задач при помощи четко систематизированных методов. Это вполне закономерно, так как ее основателем и идейным вдохновителем является изобретатель и писатель-фантаст в одном лице - Генрих Саулович Альтшуллер.

 


"Человек рожден быть свободным, рожден иметь собственное мнение,  и не к лицу человеку становиться рабом,  пусть даже и хорошо оплачиваемым."

Г. С. Альтшуллер

 

 

Впервые технология ТРИЗ была применена на практике в 60-х годах XX столетия в кружках технического творчества, где школьники учились сначала придумывать новые еще несуществующие модели самолетов, машин, кораблей, а потом создавать их своими руками на основе классических образцов. Так как созданные детьми модели успешно участвовали в различных выставках и конкурсах и даже получали патенты, именно тогда был поставлен под сомнение привычный стереотип, утверждающий, что творческие способности - это врожденный талант избранных.

Уже в то время появились педагоги-энтузиасты, считающие, что творческому процессу можно научить абсолютно любого человека, тем более ребенка. ТРИЗ-педагогика стала активно применяться в школьном образовании, а вот в дошкольном появилась не сразу и, можно сказать, "по ошибке", которая стала счастливой случайностью.


Базовым учреждением по данному направлению является муниципальное дошкольное учреждений № 186 «Волгарик» г. Ульяновска.
Сидорчук Татьяна Александровна, заместитель заведующего по учебно –  воспитательной работе МАДОУ № 186 «Волгарик». Медалист Российской академии наук (медаль им. Яноша Корчака),  сертифицированный специалист Международной ассоциации ТРИЗ,
научный руководитель общественной организации «Волга – ТРИЗ», автор более 200 публикаций по использованию ОТСМ - ТРИЗ в педагогике,  кандидат педагогических наук.


Игры по технологии ТРИЗ

«Круги Луллия»

Методика построена на изобретении Раймонда Луллия (14 век, Италия) и получила название «Круги Луллия».

На стержень нанизываются несколько кругов разного диаметра. Сверху устанавливается стрелка. Все круги разделяются на одинаковое количество секторов. На них располагаются картинки (рисунки, слова, изречения). Круги и стрелка свободно двигаются. Любой желающий может  получить  разные  комбинации картинок, расположенных на секторах, и объединить, казалось бы, несовместимые признаки объектов (приложение № 2).
Изобретение Р. Луллия и  взято  за основу  игровых упражнений. Оно позволяет формировать у детей понятия «объект – признак – проявления признака»; развивать воображение, гибкость мышления, а главное – чувствительность к проблемам.  Наши игры предполагают самостоятельный выбор ребенком темы. Они учат детей выявлять противоречивые свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия.  Разрешение противоречий – ключ к творческому мышлению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Имена признаков

  • Цель: Сформировать у детей способность самостоятельно обследовать объект для выяснения значений некоторых имен признаков. Способствовать осознанному отношению ребенка к персептивному действию как основы чувственного познания мира.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Преобразователи волшебники

  • Цель: способствовать формированию навыков преобразования признаков объектов с помощью приемов типового фантазирования. Развитие способностей к воображению и фантазированию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Что дает технология ТРИЗ дошкольнику?

При использовании элементов ТРИЗ заметно активизируется творческая и мыслительная активность у детей, так как ТРИЗ учит мыслить широко, с пониманием происходящих процессов и находить своё решение проблемы. Изобретательство выражается в творческой фантазии, придумывании чего-то, что потом выразится в различных видах детской деятельности – игровой, речевой, художественном творчестве и др.

Применение ТРИЗ в обучении дошкольников позволяет вырастить из детей настоящих выдумщиков, которые во взрослой жизни становятся изобретателями, генераторами новых идей.

Также ТРИЗ – технология развивает такие нравственные качества, как умение радоваться успехам других, желание помочь, стремление найти выход из затруднительного положения.

Главное отличие технологии ТРИЗ от классического подхода к дошкольному развитию – это дать детям  возможность самостоятельно находить ответы на вопросы, решать задачи, анализировать, а не повторять сказанное взрослыми.