Методика

- Марии Монтессори

 

"Главная задача ребенка - это строительство человека, в которого ему суждено превратиться. Взрослый работает над усовершенствованием своей среды обитания, в то время как ребенок работает над созданием и усовершенствованием себя самого”.

М. Монтессори.

Много лет назад в Италии жила замечательная учительница психолог и врач Мария Монтессори. Монтессори считала, что дети отличаются от взрослых, живут по своим законам и правилам. Природа одарила ребенка впитывающим разумом, и важно правильно обращаться с малышом, понимать его жизненные потребности. Соответственно надо менять и способы взаимодействия с детьми, считаясь с ними и уважая их права.
     
В последние годы в России вышло немало книг по методике М. Монтессори, но для многих сегодня остается загадкой, в чем же суть ее подхода.

Педагогика М. Монтессори часто характеризуются как педагогический метод, при котором ребенок и его индивидуальность ставятся во главу угла. Монтессори верила в само ценность каждого ребенка. Педагогика Монтессори сосредотачивается на потребностях, способностях и одаренности каждого отдельного ребенка.

Целью образования ребенка по системе Марии Монтессори является – процесс помощи «развитию сформированного человека, ориентирующегося в окружающей среде и приспособленного к месту, времени и культуре».

В чем же заключаются принципы методики Монтессори ?

  • Ребенок – центр, вокруг которого выстраивается обучение.
  • Образование ребенка происходит в соответствии с его биологическим  ритмом и индивидуальным темпом.
  • Сознание ребенка впитывает  все окружение как губка.
  • Ребенок творит сам себя в собственной деятельности.
  • Ребенок - связующие звено в цепочке поколений. 

На примерах из собственной педагогической практики Мария Монтессори доказывает, что взрослый может не делать что-то за ребенка, а помогать ему действовать самостоятельно. Это особый труд. Ведь малыш попадает в наш мир и видит его чуждым и неприспособленным для его жизни. У него плохая координация движений, он не уверен в себе и не знает, что делать с окружающими его предметами. Ребенок зависим от великанов, которые называются взрослыми, и кроят мир под себя, не задумываясь о нем. Ему трудно расстегнуть пуговицы на курточке, завязать шнурок на ботинке, перенести свой стул в удобное место. М. Монтессори предлагает уже в 1,2-1,5 года дать ребенку возможность сделать это и многое другое самостоятельно. Учитель (взрослый) только помогает ему. Он создает порядок в тех вещах, которые нужны для развития ребенка, а их очень много.

Интерес - первое, что М. Монтессори выделяет в своей методике. Второе - индивидуальный подход. Это, конечно, не означает, что у каждого ребенка появляется отдельный учитель. Все немного по-другому. Каждый ребенок во время свободной работы выбирает то, что ему нравится делать, и учитель именно ему показывает, как справиться с заданием.

Что дает методика Монтессори детям?

Монтессори дети необыкновенно адаптивны. Они умеют работать индивидуально и в группе.
Поскольку их с раннего детства побуждали самостоятельно принимать решения, они вырастают решателями проблем, умеющими делать выбор и организовывать свое время.

Их побуждают обмениваться идеями и свободно обсуждать свою работу с другими. Хорошие навыки общения облегчают им вхождение в новые группы – группа детского сада.

Лучшим залогом будущих успехов является развитье чувство собственного достоинства. Монтессори – программы, основанные на деятельности, побуждаемой самой внутренней потребностью, а не соревновательным мотивом, помогают детям сформировать благоприятный «образ Я» и уверенность в себе.